Стиль ампир

Стиль ампир (от франц. «empire» - империя), то есть имперский стиль возник при правлении Наполеона, и его расцвет в Европе приходится всего лишь на одно десятилетие с 1804 по 1813 год. Сущность стиля выражается в самом его названии, это стиль культа личности, стиль величия. Первый император Франции стремился не только завоевать мир, но и окружить себя такой же пышностью, которой окружали себя когда-то римские императоры. Стиль ампир создавался и насаждался искусственно, по приказу сверху, а не в результате естественного развития художественных вкусов. Именно поэтому в завоеванных Наполеоном Европейских странах не возникло местных особенностей стиля ампир. И как только Наполеон был свергнут, от стиля ампир в Европе не осталось и следа. Еще одной особенностью стиля ампир, отличающей его от всех предыдущих стилей было то, что впервые в истории стилей создателем и вдохновителем стиля стал не архитектор, а художник. Жан Луи Давид для своих картин заказывал оригинальную мебель по собственным эскизам. Мебель Давид срисовывал с древних этрусских ваз, так как тема античности была все еще популярна в те времена. Кроме мебели Давид рисовал эскизы интерьеров и диктовал моду в одежде. Жан Луи Давид был активным участником французской революции, а затем стал приверженцем идей Наполеона, и как художник служил прославлению новой империи.Стиль ампир, как и классицизм, опирался на образцы античного искусства. Но в отличие от классицизма, ампир перенимал древние формы напрямую. В результате на смену изысканной и грациозной классики пришел холодный пафос и показное величие. Искусство стало более монументальным, краски кричащими, и даже мебель перестает быть удобной, копируя древние образцы.После похода Наполеона в Египет, в котором участвовали и художники (в их задачу входила зарисовка сфинксов и пирамид) возникла мода на копирование предметов искусства и быта Древнего Египта. В результате ампир стал смесью древнеримских и древнеегипетских мотивов. При этом ампир отличался стилевым единством, строго следуя античным и древнеегипетским образцам в оформлении всех элементов интерьера, начиная от мебели и стен и заканчивая аксессуарами и занавесками.

Русский ампир

История распространения стиля ампир в России довольно показательна. Все страны, побежденные Наполеоном, активно сопротивлялись насаждаемому им стилю, и только страна-победительница Россия приняла и развила стиль ампир. В России ампир продержался до середины 19 века, а его отголоски присутствовали в дворцовых интерьерах вплоть до начала 20 века. В Советском Союзе при правлении Сталина, стиль ампир вновь возродился и, впитав в себя современные реалии, видоизменился в сталинский ампир. Видимо такова сущность стиля – где господствует культ личности, там ампир и приживается.

Русский ампир в отличие от французского намного мягче и грациознее. В России он приобрел свои особенности, и иногда его еще называют Александровский классицизм. Русский ампир принято делить на две ветви – Петербургскую и провинциальную.

Мебель в стиле ампир

Для изготовления мебели в стиле ампир используют ценные породы дерева: красное дерево, карельскую березу, орех и тополь. Мебель ампир выглядит массивно, удобство приносится в жертву величественности форм, а гладкие полированные поверхности с бронзовыми накладками тончайшей работы придают мебели парадный вид.  Корпусная мебель украшается элементами классической архитектуры – колоннами, пилястрами, карнизами. Ножки столов и кресел часто оформляются на древнеегипетский манер – в виде ног различных животных. Подлокотники кресел опираются на резной декор в виде сфинксов, грифонов, кариатид и так далее. Опорные конструкции столов часто имеют форму античных колон и пилонов, или оформляются в виде герм с львиными масками; царги столов украшаются бронзовым орнаментом. Для форм боковин диванов часто используется мотив рока изобилия, боковины кроватей обычно имеют S-образную форму. Детали резного декора золотятся.К характерным мебельным формам стиля ампир относятся элегантная кушетка с высоким плавно изогнутым изголовьем; большие круглые столы и массивные тумбочки цилиндрической формы, которые во времена ампира располагали по обеим сторонам кровати. Кровати с балдахинами или без них часто устанавливали на цоколи и решали в виде ладьи или римского саркофага.

В отдельном ряду стоит мебель русского ампира. Хотя исходные стилевые элементы и роднят ее с французской ампирной мебелью, русская ампирная мебель самобытна, она отличается исключительной красотой, тонкостью вкуса и сочной декоративностью.